Безопасность
Справочник
Март в наших краях - месяц благоприятный в плане безопасности для передвижения автотранспорта по ледовым переправам, а так же для любителей подледного лова рыбы. Лед на водоемах чистый, прозрачный, как стекло, прочный, метровой толщины, шнек бура с трудом врезается вглубь, поднимая наверх ледяные твердые осколки. Но погода на Крайнем Севере мало предсказуема и, зачатую, не соответствует предварительным прогнозам. После 50-ти градусных морозов наступает оттепель, небо закрывают тучи, идет снег, метет метель, температура днем не опускается ниже -100С, а затем снова может резко похолодать. Поэтому водителей, перевозящих грузы и граждан, выезжающих на рыбалку, подстерегают другие неприятности, связанные с резкими перепадами температуры - это образование наледей и снежных заносов на ледовых дорогах и переправах автозимников, в связи с этим, выезжая в путь и собираясь на рыбалку, не стоит забывать о правилах безопасности.
Зимние автомобильные дороги – это не только доставка грузов в поселки района и радость жителей, но и фактор опасности. Нередки случаи поломок и аварий с автомобильным транспортом, увязания машин в наледи. Наледь может появиться совершенно неожиданно для вас и стремительно увеличиваться в размерах, хотя за пару часов перед вами машины еще проезжали совершенно безпрепятственно. Перед тем, как пройти этот опасный участок пути надо остановиться, выйти из машины и проверить его глубину, на этот случай всегда нужно иметь болотные сапоги и приличной длины шест. Если глубина большая и не позволяет пройти вашему автомобилю, то лучше дождаться дорожные службы, которые расчистят путь, либо вернуться в населенный пункт. Во многих случаях приезда дорожных служб и устранения наледи приходится ждать много часов, учитывая это необходимо всегда иметь хороший запас топлива. Долговременное выживание на минусовых температурах во многом зависит от состояния одежды и обуви на момент аварии, наличия запасов горючего и еды, топора, пилы, спутниковых средств связи. В местностях, лишенных естественных укрытий – густолесья, складок рельефа, огромными расстояниями до населенных пунктов - низкие температуры воздуха вкупе с сильным ветром могут сократить время выживания человека до нескольких часов. По этому, еще раз обращаемся ко всем водителям автотранспорта, охотникам и рыболовам не выезжать на автозимник и добираться до своих зимовий в одиночку, а колонной не менее двух машин или снегоходов.
Собираясь в дорогу, возьмите на заметку один из самых оптимальных вариантов – использование многослойной одежды из разных тканей. Специальные исследования показали, что лучше всего удерживают тепло 4-5 слоев одежды. Например, плотный хлопчатобумажный костюм, несколько тонких, не сильно облегающих тело шерстяных штанов и свитеров (2-3 тонких свитера греют гораздо лучше, чем один толстый, так как между ними образуется воздушная прослойка) и костюм или комбинезон из синтетической ткани.
Очень важную роль в зимних аварийных условиях играет обувь. Достаточно сказать, что 9 из 10 отморожений приходится именно на нижние конечности. Поэтому человек, потерпевший аварию в зимний период времени, в первую очередь должен обращать внимание на состояние своих ног. Всеми доступными способами надо стремиться сохранить обувь, носки, портянки сухими. Для этого из подручного материала можно изготовить бахилы, обмотать ноги куском свободной ткани и так далее. Весь оставшийся после этого материал можно использовать для утепления одежды и защиты лица от ветра. Одежда, сколь бы теплой она ни была, может защитить человека от холода лишь на очень непродолжительный срок – часы, редко дни. И если не использовать это время с толком – на сооружение теплого убежища, на поиски ближайшего населенного пункта, - ни какая одежда человека от гибели не убережет.
Очень часто в аварийных ситуациях люди предпочитают строить убежища из обломков транспортного средства, бревен и т.п. Постройка таких убежищ очень трудоемка, нередко связана с риском повышенного травматизма, кроме того эти убежища продуваются ветром насквозь, теплый воздух улетучивается через многочисленные щели. Меж тем отличный строительный материал – самый обыкновенный снег. Благодаря пористой структуре, снег обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, он легко поддается обработке. Снежные убежища – иглу, пещеры, домики, берлоги, возведенные за полтора-два часа, - надежно защищают человека от воздействия низких температур и ветра, а при наличии автономных отопительных приборов обеспечивают тепловой комфорт. В правильно построенном снежном убежище температура воздуха только за счет тепла, выделяемого человеком поднимается до минус 5-100 С при 30-40-градусном морозе на улице. Многие полярные исследователи, установив внутри пару примусов, нагревали воздух до +300 С. Но основное достоинство снежных убежищ – простота строительства, их может построить любой человек, ни разу в жизни этого не делавший.
Следует учитывать, что «пассивное» выживание (ожидание помощи) при низких температурах воздуха, особенно в высоких широтах, всегда предпочтительней «активного» (самостоятельный выход к людям). Но окончательный выбор, естественно, зависит от конкретной ситуации, в которой оказался человек.
Ожидая помощи или продвигаясь к людям, постоянно контролируйте свое состояние, не допуская общего и местных переохлаждений. Растирайте открытые участки кожи, подверженные прямому воздействию низких температур и ветра. Согревайте замерзшие конечности всеми доступными способами – растиранием, обогревом на теле, махами и т.п. Предупредить замерзание много легче, чем согреть замерзшего человека.
Нельзя: растирать отмороженные части тела снегом, так как охлаждение усиливается, а льдинки ранят кожу и способствуют инфицированию; резко согревать отмороженные части тела; прокалывать пузыри; обрабатывать отмороженные поверхности масляными и мазевыми растворами, так как это затруднит в последующем их обработку.
Известно, что подавляющее большинство зимних чрезвычайных происшествий возникает не в результате «происков природы», а провоцируется неправильными действиями самих пострадавших – слабым уровнем подготовки к поездке, легкомыслием, пренебрежительным отношением к элементарным мерам безопасности.
Пожалуй, единственная возможность, гарантирующая стопроцентную удачу не пострадать в зимней аварийной ситуации, - это не допустить ее.
Туринский инспекторский участок
Центра ГИМС ГУ МЧС России по
Красноярскому краю 23.03.2023