В целях формирования на территории Эвенкийского муниципального района эффективной многоуровневой системы профилактики преступлений и правонарушений необходимо принятие муниципальной программы профилактики правонарушений на 2021 - 2025 годы, которая позволит реализовать комплекс мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в направлении формирования их законопослушного поведения и правового воспитания, профилактики правонарушений.
Реализация намеченного комплекса мер позволила обеспечить контроль за криминальной ситуацией в районе и последовательное развитие позитивных тенденций по ряду направлений оперативно-служебной деятельности, а также своевременное реагирование на изменения оперативной обстановки.
На территории Эвенкийского района в 2022 году наблюдалось незначительное увеличение уровня преступности. Так по состоянию на 01.07.2022 возросло количество зарегистрированных преступлений на 8,5% (с 82 до 89 АППГ), однако количество тяжких и особо тяжких преступлений сократилось на 19,2%. Не допущено таких видов преступлений, как: изнасилований, разбойных нападений, хулиганств, проявлений терроризма, экстремизма, ДТП со смертельным исходом. Снизилось количество преступлений по таким составам как убийства на 50% (с 2 до 1), причинение тяжкого вреда здоровью - 50,0% (с 6 до 3), в том числе со смертельным исходом – 0 (-100%). Эффективность раскрытия преступлений всех категорий против личности по итогам года составила 100%.
Однако возросло число уголовно наказуемых деяний, совершенных в общественных местах на 8,3% (с 12 до 13), на улицах на 57,1% (с 7 до 11). Выросло количество преступлений совершенных несовершеннолетними, так из числа расследованных их рост составил 133,3% (7 против 3 в АППГ).
Практически каждое второе уличное преступление (общее количество 26) совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения. При этом места совершения уличных преступлений системой видеонаблюдения не оснащены.
Анализ уровня преступности дает основания для вывода о возможном росте числа зарегистрированных преступлений на территории района в предстоящем периоде.
С учетом изложенного, основное внимание необходимо уделять имеющимся недостаткам в профилактике преступлений и правонарушений. Непринятие своевременных мер может привести к ослаблению всей системы профилактики, росту общественного неверия в способность власти обеспечить защиту граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Эффективная профилактическая работа в настоящее время не может осуществляться без участия самих граждан, в связи с чем требуется активизировать работу по привлечению населения района к деятельности общественных организаций правоохранительной направленности, вовлечению в неё как правоохранительных органов, так и действующих на территории района учреждений социальной защиты населения, образования, культуры, общественных формирований.
Существенное значение в профилактике преступлений и иных правонарушений имеет поведение граждан, поэтому среди мероприятий программы одно из ведущих мест занимает организация работы со средствами массовой информации, через которые до населения района должна доводиться необходимая информация.
Криминальная обстановка в подростковой среде требует принятия эффективных мер, направленных на усиление социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних. В этой связи особое значение отводится профилактической работе, проводимой среди несовершеннолетних.
Организация спортивной, досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи, пропаганда нравственных ценностей и здорового образа жизни должны положительно сказаться на снижении преступлений и иных правонарушений среди данной категории граждан. Сложившееся положение требует разработки и реализации долгосрочных мер, направленных на решение задач повышения защищенности населения, которая на современном этапе является одной из наиболее приоритетных. Реализация программы должна позволить создать действенный механизм предупреждения правонарушений путем привлечения всех слоев населения к обеспечению комплекса мероприятий по противодействию бытовой преступности, созданию условий, способствующих формированию активной жизненной позиции, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с населением, прежде всего с несовершеннолетними и молодежью. Программа предусматривает комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи на базе постоянной занятости, обеспечение системы организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, совершенствования деятельности по укреплению правопорядка, стабилизации уровня преступности в районе.
К рискам при реализации Программы можно отнести:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, касающихся организации и проведения мероприятий Программы;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
риски, связанные территориальными особенностями, - удалённость и труднодоступность территории.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений, принятия оперативных решений.