Как правило, маломерные суда заканчивают навигацию до появления на воде «сала», «заберегов», «шуги», тем более до ледостава. Тем не менее, несколько рекомендаций судоводителям, которым в силу каких-то веских причин придется осуществлять плавание в условиях ледостава. Судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом, иметь дополнительно шнур (линь или трос) достаточной длины. На судне должно быть несколько человек, вооруженных баграми (отпорными крюками) или шестами, с надетыми на себя средствами индивидуального спасения (спасжилеты, нагрудники). Судоводитель должен знать, что шуга и донный лед сильно затрудняют движение судна и делают практически невозможным применение двигателей из-за опасности повредить винты и, кроме того, проблемным становится вопрос охлаждения двигателей из-за постоянного забивания приемных забортных отверстий системы охлаждения. Плывущие льдины, даже небольшие, но всегда крепкие, имеющие подводные острые края, особо опасны для судов с деревянным корпусом, но и легко могут пробить металлический. Особенно опасны они на реках с достаточно быстрым течением. Для своевременного отвода таких льдин от корпуса выставляются в носовой части судна люди с баграми и шестами. При необходимости форсирования доступного льда судоводитель должен быть особо осторожен, оценить возможность такой операции, входить в лед под прямым углом к его кромке предельно малым ходом, предварительно погасив инерцию судна. В дальнейшем скорость можно увеличить до допустимой в данной обстановке, использовать при движении разводья, полыньи, промоины.
При плавании в штормовых условиях судоводитель может встретится с такими опасными явлениями, как резонансная бортовая качка, временное понижение поперечной остойчивости судна и слеминг. Резонансная бортовая качка наблюдается в случаях, когда период свободной бортовой качки судна совпадает с периодом волны, явление понижения поперечной остойчивости возможно при нахождении судна на вершине гребня волны (длительное пребывание на гребне может привести к опрокидыванию судна), слеминг -тяжелые удары волн в носовую оконечность судна имеет место при неблагоприятных сочетаниях курса, скорости судна и длины волны (особо опасен слеминг при равенстве длины волны и судна). С учетом вышесказанного судоводителю рекомендуется в этих условиях подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» штормовой волны. Поворот на новый курс в штормовых условиях, как показывает опыт, является одним из самых сложных и опасных элементов плавания, поэтому при маневрировании следует перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты. Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учетом попутного волнения, чтобы избежать оголения винтов, сильных ударов в транец и возможного заливания двигателя. Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, чтобы увереннее пересечь противное обоюдное воздействие волны и ветра, причем, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 25-30 градусов), перекладывая руль на большой угол.
Управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения категорически запрещено. Еще раз просим вас соблюдать правила безопасного поведения на воде, беречь свою жизнь и здоровье.
Туринский инспекторский участок
Центра ГУ ГИМС МЧС России по
Красноярскому краю 24.10.23 г.