Гражданское общество возникает как результат свободной самоорганизации жителей территории, стремящихся к объединению на основе осознания общности своих интересов и целей, и способных самостоятельно решать не только свои собственные проблемы, но и проблемы других людей.
Сегодня общество столкнулось с трудностями решения не только экономических, но и важнейших социально-культурных проблем. Одним из институтов, способных эффективно справиться с решением задач привлечения дополнительных финансовых средств в отрасль социальной сферы, а также содействовать оптимизации распределения ресурсов экономики, является некоммерческий сектор, называемый также «третьим сектором экономики» (в отличие от первого сектора - государственных учреждений и второго сектора - бизнес-предприятий сферы предпринимательства). В связи с этим развитие некоммерческого хозяйствования приобретает особую актуальность в деле поддержания социальной сферы и обеспечения социальной защиты населения.
Особая роль некоммерческого сектора экономики обуславливается тем, что его организации становятся ядром гражданского общества, без которого немыслима реализация на практике принципов демократии. Через НКО члены общества получают возможность проявлять добровольную инициативу, что дает не только ощутимый экономический, но и социальный эффект. Использование потенциала и энергии, которыми обладают общественные структуры, обеспечит дальнейшее развитие социальной, политической и экономической сфер района.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству отнесены к вопросам местного значения.
На 1 января 2019 года на территории Эвенкийского муниципального района действуют более 44 СО НКО, которые ведут работу с различными категориями населения, и оказывают им различные социальные услуги. Ниже приведены статистические данные (таблица 1).
Таблица 1.
Статистические данные по СО НКО, осуществляющих деятельность на территории Эвенкийского муниципального района
2019 г. |
Илимпийская группа |
Байкитская группа |
Тунгуссо–Чунская группа |
|
Общественные объединения жителей: |
44 |
24 |
18 |
2 |
Органы Территориального общественного самоуправления |
||||
Объединения ветеранов, пенсионеров, узников советских и фашистских лагерей |
1 |
1 |
||
Молодежные объединения |
3 |
1 |
2 |
|
Профсоюзные объединения |
||||
Объединения по охране природы, охоте, развитию экологических поселений |
||||
Объединения по работе с людьми с ограниченными возможностями |
||||
Просветительские объединения |
||||
Национально-культурные организации и национальные диаспоры |
39 |
21 |
18 |
2 |
Объединения по пропаганде трезвости и здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма и наркомании |
||||
Объединения предпринимателей |
||||
Объединения защиты прав человека и оказания юридических услуг |
||||
Женские объединения |
1 |
1 |
||
Журналистские объединения |
||||
Объединения по интересам |
||||
Религиозные организации |
При наличии общественных объединении остается вопрос качества работы СО НКО. На сегодняшний день их деятельность затрагивает крайне узкий круг вопросов социального характера и потенциал гражданских инициатив нельзя назвать реализованным.
Слабыми сторонами развития некоммерческого сектора в Эвенкийском муниципальном районе являются:
- низкая гражданская активность населения;
- неравномерность развития отдельных видов общественной активности населения;
- отсутствие системы эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и населения;
- нехватка профессиональных и специальных знаний в области менеджмента и делопроизводства у руководителей НКО и, как следствие, отсутствие системности в их деятельности, низкий уровень планирования и неумение применять программный подход в своей деятельности;
- неподготовленность к работе со средствами массовой информации, низкий уровень информированности общества о деятельности НКО;
- ограниченные ресурсы СО НКО – человеческие, финансовые, технические, информационные;
- разобщенность организаций, отсутствие налаженных внутренних контактов на уровне муниципального образования, области.
Реализация настоящей Программы позволит создать благоприятные условия для развития СОНКО на территории Эвенкийского муниципального района, повысить эффективность участия СОНКО в реализации поставленных перед органами местного самоуправления задач, а также увеличить активность населения района в решении общественно значимых вопросов.
К рискам при реализации Программы можно отнести:
-финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы;
-нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов касающихся организации и проведения мероприятий программы;
-организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
-риски, связанные территориальными особенностями, - удалённость и труднодоступность территории, погодные условия.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений, принятия оперативных решений.