Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Она выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государств на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года указано, что государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Заявленные приоритеты социально-экономического развития Сибири – «превращение регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса» закрепляют особую ответственность органов государственной власти в формировании у молодежи устойчивого убеждения о наличии всех возможностей собственного развития, построения успешной карьеры в Красноярском крае, а не за его пределами. Подобные амбиции определяют вектор развития региональной молодежной политики, которая должна выстраивать межведомственную политику работы с молодежью с учетом личных запросов каждого молодого человека и стратегических задач экономики региона.
Необходимы современные практические механизмы, направленные на достижение конкретных социальных эффектов, на решение конкретных проблем своей территории, на достижение социально значимых экономических результатов.
К этим механизмам примыкают и проекты, связанные с описанием существующих проблем и способов их решения, а также представляющие новые формы жизни, образы новых возможностей и перспектив.
Заметим: только увидев результаты своих действий, почувствовав поддержку и признание значимости этих результатов, молодой человек может понять, что от него действительно что-то зависит.
Личностный эффект таких механизмов и практик – формирование ценности «своего дела» как дела, значимого не только для себя. Основной социальный эффект – общее оздоровление социальной жизни и активизация экономики, что особенно важно для периферийных и депрессивных районов. Так, обнаружение в молодёжных инициативах принципиально новых возможностей для деятельности может привести к эффективному способу освоения потенциала молодёжи не только в интересах самих молодых граждан, но и общества.
Поэтому необходима разработка и внедрение наиболее эффективных технологий, системы ярких и привлекательных образов тех возможностей, которые появляются при осмысленном и активном отношении к жизни. Эта система образов призвана стать доминантой в системе ценностей молодого человека, определяющей его жизненное самоопределение и образ действий.
Необходимым условием для появления и поддержания самостоятельных молодёжных инициатив и проектов должно стать также формирование вокруг молодёжных сообществ определённой культурной и деятельностной среды, где будет воспитываться способность к осознанному и ответственному принятию решений, воля к действию, рефлексия над произведёнными действиями и т.п.
Необходимо создавать условия и возможности для равноправного диалога органов власти и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Нужно совершенствовать систему консультативных органов, создавая на всех уровнях власти площадки для обмена мнениями с молодежью, вовлекая лидеров молодежных объединений в процесс обсуждения и выработки управленческих решений.
Нужно спланировать и осуществить целенаправленную работу по повышению авторитета органов государственной власти в молодежной среде.
Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых Лиц района с представителями молодежи, приурочив их Дню молодежи и (или) ко Дню Конституции. Это даст возможность сократить отрыв власти от молодежи, и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.
Для того, чтобы такие практики имели реальную возможность осуществиться и быть значимыми не только для своих участников, необходимо, чтобы они были признаны местными властями и другими субъектами социальной жизни и чтобы был выстроен механизм взаимодействия молодёжных инициатив с властью и другими субъектами, вовлечёнными в молодёжную политику.
На острие преобразований всегда была, есть и будет молодежь. Она средоточие новых знаний, дерзких идей, недюжинных возможностей, она главный заказчик на достойное будущее и главный стратегический ресурс общества. Но молодежь требует пристального внимания общества и долговременных инвестиций, без которых ее потенциальные возможности никогда не раскроются.
Сегодня общество столкнулось с трудностями решения не только экономических, но и важнейших социально-культурных проблем:
слабая включенность молодежи в процессы социально-экономических изменений в Эвенкийском муниципальном районе;
дефицит социального оптимизма и гордости за территорию, на которой проживает молодой человек;
неумение и нежелание самостоятельно решать свои проблемы;
отсутствие навыков проектирования;
наличие негативных средовых факторов (высокий уровень молодежной преступности, ухудшение состояния здоровья);
неразвитое информационное молодежное пространство и не информированность молодежи о возможностях самореализации в пространстве Эвенкийского муниципального района.
Молодежь объективно нуждается в расширении возможностей участия в различных сферах общественной жизни на местном и региональном уровне. Это касается таких вопросов, как доступ к информации, участие в принятии решений органов местного самоуправления, поиск поддержки для реализации собственных проектов и инициатив, доступ к услугам, предоставляемым молодежи учреждениями и СО НКО в различных областях социального развития.
К рискам при реализации Программы можно отнести:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов касающихся организации и проведения мероприятий Программы;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
риски, связанные территориальными особенностями, - удалённость и труднодоступность территории, погодные условия.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений, принятия оперативных решений.