В АПВГК входят:
- весы — на ходу взвешивают автомобиль, определяют общую массу ТС с грузом, нагрузку на оси и расстояние между ними;
- датчики — для определения габаритов автомобиля;
- сенсоры — фиксируют проезд транспортного средства через АПВГК;
- камеры — распознают скорость автомобиля и его номера;
- передатчик — передает данные об автомобиле по спутниковой связи.
Когда машина проезжает через пункт контроля, АПВГК измеряет параметры авто и отправляет данные в единый информационный центр. Там автоматически определяется владелец транспортного средства и проверяется его разрешение на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов.
Если разрешения нет, а транспортное средство превысило установленные нормативы, АПВГК формирует акт результатов измерения и отправляет его в контрольно-надзорный орган. Надзорный орган формирует постановление о нарушении и начисляет штраф.
Кратко требования к пунктам такие:
- Пункты АВГК можно размещать только там, где есть специальные площадки и возможность остановить автомобиль.
- Каждый АПВГК должен пройти тестовый период — 3 месяца. В это время пункт измеряет параметры проезжающих через него автомобилей и уведомляет водителей о перегрузе. Штрафы за нарушения не выписываются. После окончания тестового периода оператор дороги проверят корректность работы АПВГК. В последующем раз в три месяца проводятся проверки соответствия мест установки оборудования АПВГК установленным требованиям.
- Перед пунктом АВГК не менее чем за 50 метров устанавливают дорожные знаки. Знаки предупреждают об измерении и требуют двигаться с равномерной скоростью для более точного измерения.
- На каждом пункте автоматического весогабаритного контроля устанавливают информационные табло, которые показывают перегруз.
- Пункт АПВГК можно устанавливать на расстоянии не менее 100 метров перед и не менее 50 метров после перекрестков, остановок, стоянок и других участков ускорения или замедления движения.
Что делать, если АПВГК показал перегруз
Если водитель увидел на табло, что его транспортное средство перегружено, он должен:
- Остановиться за пределами проезжей части в ближайшем подходящем месте. Машина не должна создавать препятствия движению.
- Попытаться устранить нарушение. Иногда это возможно — например, если незначительно превышена нагрузка на ось, груз можно передвинуть. Что делать, если устранить нарушение не получается — в законе не прописано. На пунктах контроля с операторами оператор вызывает эвакуатор. На АПВГК это неприменимо: задержать и эвакуировать транспортное средство без уполномоченного должностного лица невозможно.
При этом даже если устранить нарушение получилось, перевозчик все равно получит штраф.