2023 год начался совсем недавно — а в России уже вступило в силу несколько законов и постановлений, которые сказались на работе автоперевозчиков.
Электронных перевозочных документов стало больше
Спецразрешения тоже стали электронными
Путевые листы нужно заполнять по-новому
Весогабаритная реформа: нештрафуемые пороги
«Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» — один из главных документов, регламентирующих правила автомобильных грузоперевозок в России. В 2023 году в него было внесено лишь одно изменение, касающееся необходимости оформления электронных сопроводительных документов при перевозке отдельных видов древесины.
Тем не менее, правила перевозки грузов поменялись из-за принятия и изменений в других нормативных актах. Рассмотрим их подробнее.
Электронных перевозочных документов стало больше
Электронный документооборот в автоперевозках развивается стремительно и неукротимо. В марте этого года к уже существующим электронным перевозочным документам (ЭПД) — транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряду — добавились электронные путевые листы, договоры фрахтования и заказы (заявки). Постановление, разрешающее их использование в ГИС ЭПД премьер-министр Михаил Мишустин подписал 25 марта, в этот же день оно вступило в силу.
Спецразрешения тоже стали электронными
С 1 января 2023 года спецразрешения на перевозку КТГ стали полностью электронными — оформить бумажное разрешение уже нельзя. Для оформления электронных спецразрешений нужен такой же пакет документов, что и для оформления бумажных, а кроме того — электронная подпись. Срок оформления уменьшился и теперь составляет 4-6 рабочих дней.
Путевые листы нужно заполнять по-новому
С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ Минтранса, изменивший порядок заполнения путевых листов. Теперь оформлять документ должен собственник транспортного средства — или арендодатель, если машину сдали в аренду. Документ должен быть оформлен до того, как машина выйдет на линию. Показания одометра при этом нужно вносить в путевой лист каждого водителя при сдаче/приёмке машины.
Весогабаритная реформа: нештрафуемые пороги
В июне прошлого года президент России подписал закон, который в пять раз повысил нештрафуемый порог перегруза, если нарушение фиксируется АПВГК. Теперь «умные весы» не штрафуют перевозчиков, если те случайно допустят небольшой перегруз.
В марте 2023 года был подписан аналогичный закон, касающийся штрафов за превышение допустимых габаритов. Теперь АПВГК не выносят штрафы, если габариты превышены не более чем на 10 сантиметров.
Нештрафуемые пороги введены в первую очередь для борьбы с несправедливыми штрафами. АПВГК нередко выписывали штрафы за габаритные нарушения из-за тентов или пологов, раздувающихся на ветру. Незначительный перегруз мог возникнуть в случае перемещения груза в полуприцепе, кузове или цистерне. Стоит отметить, что даже минимальный размер штрафа за весогабаритные нарушения довольно велик и составляет 150 тысяч рублей.
Штрафовать начали владельцев транспорта
Ещё одно изменение по части весогабаритного контроля коснулось владельцев грузового транспорта: теперь они не могут перекладывать штрафы на водителей. В марте 2023 года статью 12.21.1 КоАП изменили таким образом, что почти за все нарушения штраф может быть вынесен только владельцам грузового транспорта. Ранее оштрафовать могли и водителей, и должностных лиц, ответственных за выпуск машины на линию, причём размеры штрафов для них были существенно ниже.
Стоит также отметить, что теперь размеры штрафов за нарушения, зафиксированные АПВГК и инспектором контролирующих органов, стали одинаковыми.