Во всех случаях в организации проводится ежедневный контроль технического состояния транспортного средства — предрейсовый и по возвращению к месту стоянки. Порядок контроля регламентируется Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2021 № 9 — для субъектов транспортной деятельности. Контролер технического состояния транспортного средства и требования к нему Согласно названному порядку, контроль осуществляется: самим субъектом транспортной деятельности — обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств выполняет штатный работник; либо обязанности передаются по договору работнику сторонней компании или индивидуальному предпринимателю. В любом случае должность устанавливают в штатном расписании (п. 2 ст. 20 ФЗ 196, п. 16 Приказа Минтранса № 368). Некоторые организации поручают исполнение трудовой функции контролера технического состояния автотранспортных средств сотруднику в порядке совмещения, в том числе водителю (ст. 60 ТК). Последний вариант чаще встречается в случае использования легковых автомобилей для собственных нужд: для названной категории автомобилей также предусмотрен технический контроль. Это следует из ст. 20 ФЗ 196, п. 2.3.1 ПДД РФ, п. 9 правил по охране труда на автомобильном транспорте (Приказ № 871); такие организации или ИП к назначенному ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения и техническое состояние автопарка профессиональные и квалификационные требования предъявлять не обязаны; его аттестация, в соответствии с Приказом Росавтотранса № 283, не проводится.
Справка. Организации, использующей легковой автомобиль для себя, отдельный контролер иногда не обязателен. По умолчанию, ответственным за обеспечение БДД и за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств является руководитель
Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств
1. Общие положения
- В ходе выполнения своих рабочих функций контролер технического состояния автотранспортных средств находится в подчинении у руководителя соответствующего отдела.
- Лицо, которое претендует на данную позицию, должно соответствовать одному из следующих квалификационных стандартов:
- законченное среднее профильное образование, с защитой диплома по специальности 23.02.03 (опыт работы не нужен);
- законченное среднее профильное образование по специальности 23.00.00 (трудовой опыт — от года в сфере обслуживания транспорта);
- законченное среднее профессиональное образование и пройденная профильная переподготовка, удостоверяемая соответствующим дипломом.
- Кандидат на данную позицию обязан знать:
- действующие нормативы безопасности и обслуживания для транспортных средств;
- актуальные нормы ПДД;
- правила заполнения нужной технической документации;
- принципы работы и устройства транспортных средств;
- особенности и отличия основных марок проверяемых автомашин;
- правила оценки качества выполняемой работы;
- правила проведения профилактики автомашин, а также проверки качества их ремонта;
- методы выявления неисправностей транспортных средств;
- порядок проверки технического состояния проверяемых автомашин;
- правила ухода за используемым оборудованием и инструментом;
- правила использования соответствующего оборудования и инвентаря при проверке машин;
- основы профильного законодательства, а также положений в сферах пожарной безопасности и охраны труда.
- Специалист руководствуется:
- актуальным законодательством;
- действующими профильными нормами и приказами;
- документацией организации;
- положениями этого документа.
- На срок временного отсутствия специалиста его замещает другой контролер, выбранный директором организации.
2. Функции
- Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
- Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
- Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
- Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
- Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
- Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
- Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
- Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
- Ведение соответствующей документации.
3. Ответственность
Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:
- За ненадлежащее исполнение (невыполнение) должностных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве и документах организации.
- За ущерб, который причинен работодателю вследствие его некомпетентных действий — в границах, обозначенных правилами организации и соответствующими разделами законодательства.
- За нарушения законов, совершенные в ходе его служебной деятельности — в порядке статей соответствующего раздела законодательства.
4. Права
- Вносить предложения менеджменту организации по вопросам совершенствования работ в области своей деятельности.
- Принимать меры для предотвращения и ликвидации нарушений в области безопасности осматриваемых транспортных средств.
- Получать от коллег служебную информацию, которая требуется в рабочей деятельности.
- Получать от работодателя необходимый инвентарь, который востребован для осмотра и тестирования машин.
- Информировать менеджмент о возможных проблемных моментах в области проверяемого транспорта.
- Подписывать в соответствующем журнале заключения о результатах проверки автомашин.
- Требовать от менеджмента организации создания и поддержания условий, которые нужны для выполнения своего комплекса рабочих функций.