Вместо дорог одни направления
Самый длинный зимник, который соединяет Туру с поселками Эконда ,Чиринда и Ессей, ведет за полярный круг. Но эвенкийским дорожникам Заполярье не интересно, их главная задача –дойти до самого дальнего населенного пункта, в котором живет более 700 человек.
От столицы до поселка Ессей 607 км. Зимник здесь работает вовсю. Как раз когда мы с проверкой выезжаем на трассу, в Ессей отправляется отряд дорожников. Чистить трассу. Она здесь бугристая и снежная. В феврале, говорят, снега в Эвенкии не так много. В марте начинаются метели, тогда дорогу нужно чистить чаще.
И, действительно, асфальтированных покрытий здесь не встретишь, хотя асфальтовый завод близ Туры имеется. Когда-то, лет 10 назад, он исправно работал, выдавая необходимое количество асфальта. Им сейчас укатаны улицы столицы Эвенкии. Специалисты отмечают: столько лет прошло, а покрытие служит исправно.
Асфальтовый завод пока служит базой для местных дорожников. Здесь же вырабатывают щебенку для ремонта дорог. И надеются на лучшие времена: вдруг руководство края или муниципального района решит все же покрывать дороги и улицы столицы более прочной смесью, тут и пригодится материальная база предприятия…
На машине по реке
Каждый год в Эвенкии создается около 4 333 км зимников, 1 120 км из них – ледовые дороги. То есть проходят по льду замерзших рек. Специалисты считают их самыми проблемными – и в создании, и в обслуживании. На земле трассу может только замести, а на реке ровность пути зависит от качества осеннего ледостава и поведения боковых речушек, впадающих в Нижнюю Тунгуску. Выплывающая из них вода образует наледи на речной дороге, которые затрудняют движение.
– Приходится либо объездные дороги делать, либо устанавливать специальные заграждения, чтобы наледь не шла на дорожное полотно, – поясняет директор ООО «Экспедиция» Зейб Владимир Павлович.
Дорожники замечают: в этом году ледостав шел просто отвратительно – река замерзала, затем ломала лед и снова застывала. Так что сейчас обочины ледового пути Тура – Байкит сплошь усеяны торосами – вертикально стоящими льдинами, образующими живой забор речного пути.
ГСМ на вес золота
В Эвенкии практически все дороги первой категории (категорийность здесь определяется по социальной значимости трассы). Эти пути ведут в поселки, куда завоз всех жизненно необходимых продуктов происходит только по земле и только зимой, когда замерзают окружающие их болота. Самые дальние и труднодоступные в этом отношении – Ессей ,Эконда и Чиринда. Если к другим поселкам можно летом подойти по воде, эти доступны только по зимникам. А еще по воздуху. Но последний вариант настолько дорог, что местные власти стараются завезти все необходимое в отрезанные населенные пункты за несколько месяцев зимы. Именно в холода в магазинах делаются запасы продуктов долговременного хранения, а также горюче-смазочных материалов. ГСМ на Севере – продукт первой необходимости. Коренное население все больше покупает снегоходы, автомобили, квадроциклы, лодочные моторы, так что топливо пользуется повышенным спросом. И страх перед отсутствием стратегического продукта настолько велик, что в некоторых поселениях он пользуется ажиотажным спросом.
Зимники в Эвенкии стараются открыть в начале декабря – искусственно наплавляют ледовые переправы, расчищают дороги. И все для того, чтобы новогодний стол обошелся местным жителям не так дорого. Завоз продуктов машинами из Красноярска в Туру обходится на порядок дешевле, чем самолетом. Доставка воздухом одного килограмма продукта тянет на 170 рублей.